Договор на платные медуслуги. Привычные пункты, от которых клинике пора отказаться
Предмет договора
Ошибочно заключать один договор на все услуги, которые прописаны в лицензии. Пациент пришел в клинику за конкретной медуслугой, договор должен отражать ее и сроки оказания (п. 17 постановления Правительства от 04.10.2012 № 1006).
Медуслуги оказывают на основании лицензии. Данные о ней указаны в договоре. Потребитель по желанию может получить копию и ознакомиться с лицензией на сайте или информационном стенде медорганизации.
В договоре можно использовать такую формулировку: «Исполнитель обязан предоставить потребителю платную медицинскую услугу — общий анализ крови — в соответствии с имеющейся у Исполнителя лицензией на осуществление медицинской деятельности».
Качество медуслуг
Медпомощь оказывают в соответствии с порядками, стандартами и клиническими рекомендациями. Это и есть критерии, по которым эксперты делают вывод о качестве медпомощи (ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, приказ Минздрава от 10.05.2017 № 203н).
Важно
Укажите в договоре на платные медуслуги, что медорганизация устраняет недостатки в разумный срок, который указал потребитель (ст. 30 Закона от 07.02.1992 № 2300–1). Если пункта нет, клинику ждет штраф до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП)
Поэтому достаточно указать в договоре, что «медорганизация обязана оказать медпомощь качественно в соответствии с порядками, стандартами и клиническими рекомендациями».
Обязанности медорганизации
Медпомощь в экстренной форме оказывают гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ недопустим (п. 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Дублирование пункта закона в договоре неоправданно. Его стоит удалить.
Эти пункты в договоре чрезмерны — такие обязанности клиники прямо указаны в законе (пп. 2, 5, 11 ч. 1 ст. 79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Клиника обязана предоставлять пациенту информацию о состоянии его здоровья, выдавать справки и медзаключения (ст. 22 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, приказ Минздравсоцразвития от 02.05.2012 № 441н).
штраф для клиники, если договор обязывает пациента получать платные медуслуги повторно
Договор между клиникой и пациентом заключают на основании прейскуранта. В него включают только услуги, которые есть в лицензии. Клиника не вправе выступать в роли посредника и заключать договор платных медуслуг от лица другого медучреждения. Пациент сам предоставляет выписки и медзаключения из других клиник. Пункт договора избыточен.
Квалификация медработников
Право на меддеятельность имеют лица, которые получили медицинское или иное образование в Российской Федерации и свидетельство об аккредитации (ст. 69 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В клинике не могут работать медработники без дипломов и сертификатов. Работодатель отстраняет таких сотрудников (ст. 76 ТК). Если проверка установит, что медработников допустили к деятельности без документов, могут приостановить работу клиники на срок до 90 дней — это нарушение лицензионного требования.
Обязанности пациента
Для медорганизации такой пункт очень выгоден, он обеспечивает определенный процент оказания платных медуслуг в будущем. Но это нарушает права пациента как потребителя медуслуги (ч. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», далее — Закон от 07.02.1992 № 2300–1).
Важно
Предмет договора между клиникой и пациентом — процесс оказания услуги, а не результат
Если договор с таким условием проверит инспектор Роспотребнадзора, клинику могут оштрафовать на 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП).
Оказывать медпомощь с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил обязана медорганизация (п. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630–10). Этот пункт в договоре нарушает права пациента. Кроме того, непонятно, каким образом медорганизация сможет обосновать сумму убытков, которые причинил пациент невыполнением санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Хамство персоналу не повод расторгать договор. Договор можно изменить или расторгнуть по решению суда только при его существенном нарушении другой стороной, в иных случаях, которые предусмотрены законом или договором (п. 2 ст. 450 ГК).
Можно указать условия на основе законодательных терминов, например понятия «оскорбление» (ст. 5.6.1 КоАП). Однако обязанности пациента вести себя уважительно не приносят ничего важного в договор, от них можно отказаться.
Гарантийный срок медуслуги
Важно
Ошибочно заключать один договор на все услуги, которые прописаны в лицензии
У медуслуги не может быть гарантийного срока — только у медизделия. Кроме того, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать, а заказчик оплатить услуги (ст. 779 ГК).
Предмет договора между медицинской организацией и пациентом — процесс оказания услуги, а не результат. Результат зависит от состояния здоровья, запущенности заболевания, сопутствующих патологий, образа жизни, наличия вредных привычек, индивидуальных особенностей организма. Точных гарантий на оказанную медицинскую услугу нет. Этот пункт из договора стоит удалить.
Конфиденциальность и врачебная тайна
Важно
Обязательные требования к форме договора оказания платных медуслуг установлены в пунктах 16, 17 постановления Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Проверьте по чек- листу в приложении 2
Сведения о факте обращения гражданина за медпомощью, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, которые получили при медобследовании и лечении, составляют врачебную тайну (п. 1 ст. 13 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). За разглашение могут наложить штраф или завести уголовное дело по ч. 2 ст. 137 УК.
Достаточно добавить в обязанности медорганизации как исполнителя по договору оказания платных медуслуг пункт о соблюдении врачебной тайны. Например, в такой редакции: «Исполнитель обязан обеспечить неразглашение информации, составляющей врачебную тайну, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Если потребитель поделится тем, что в клинике получил качественную медуслугу, это станет хорошей рекламой без отдельных затрат.
Важно
Не может быть обстоятельством непреодолимой силы поломка оборудования или отпуск врача-специалиста
Достаточно обязанности медорганизации соблюдать врачебную тайну. Тем более что условие спорное — в ряде случаев клиника обязана передать сведения, которые составляют врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Обстоятельства непреодолимой силы
Поправка
В 12-м номере журнала в статье «Как обосновать штаты амбулаторного приема и вспомогательной лечебно-диагностической службы по объему работы» была допущена ошибка на с. 10 в разделе «Главные мысли». Читать так: «В расчет годового учета рабочего времени не входят выходные и праздничные дни, а также отпуск сотрудника»
Многословность условия неоправданна. Достаточно указать, что «сторона освобождается от ответственности, если надлежащее исполнение договора невозможно из-за непреодолимой силы — чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 1098 ГК). Доказательство таких обстоятельств — заключение Торгово-промышленной палаты».
Не может быть обстоятельством непреодолимой силы поломка оборудования или отпуск врача-специалиста. Перед тем как заключать договор, клиника должна понимать, сможет ли его выполнить.
Возмещение вреда здоровью пациента
Это очевидное условие, включать его в договор отдельным пунктом не нужно. Вред возмещают на основании решения суда, если клиника бюджетная.
Вариант — провести экспертизу качества медпомощи. Однако если пациент не согласится с размером компенсации, он обратится в суд.
Кликайте на сбоку, чтобы листать страницы.
На последней странице появится кнопка СКАЧАТЬ.
Кликните на нее и скачайте приложение в PDF.
Приложение 2
Кликайте на сбоку, чтобы листать страницы.
На последней странице появится кнопка СКАЧАТЬ.
Кликните на нее и скачайте приложение в Word.